Жизнь взаймы

Дисклеймер: этой записью я хочу начать серию отзывов на произведения, которые я прочёл и пытаюсь осознать, в качестве тренировки навыков изложения мысли. Эта серия выбивается из общей атмосферы Блокнота, но на то это и Блокнот.

Всё сказанное является моим личным мнением, которое зависит от многих обстоятельств и может поменяться со временем. Все совпадения случайны, все попытки обидеться напрасны. Также запись содержит спойлеры, советую сперва ознакомиться с произведением тем, кому это интересно.

Сегодня хочу рассказать о романе «Жизнь взаймы» Эриха Марии Ремарка.

История, которая разворачивается в этой книге, заставляет задуматься о том, а что такое жизнь, что означает — прожить её и не жалеть потом о чем-то (и о чём можно жалеть). Это моя первая серьёзная книга, в которой рассказана история человека, ожидающего скорой смерти и проживающего оставшиеся дни с широко открытыми глазами.

На протяжении всего повествования я пытался определить своё отношение к тому, к чему стремится персонаж Лилиан, главной героини романа, чего она добивается и что считает ценным. Особую остроту моему восприятию придает моё нынешнее состояние: сейчас я прохожу девятый месяц службы в армии, где из-за пандемии отменены все выходы за территорию.

В самом начале романа Лилиан предстала передо мной как персонаж очень ветреный и легкомысленный. Постепенно погружаясь в её историю, начинаешь понимать её мотивацию: смертельная болезнь, отсутствие всякой надежды на излечение — со временем это обостряет ощущение бессмысленности ограничений, которые придумывают люди, в планы которых не входит умереть в ближайшее время. Моё внимание привлекло отношение Лилиан и других пациентов санатория к ограничениям: они охотно собираются вечером отметить чьё-то выздоровление, находят способы сбежать в деревню, чтобы что-нибудь выпить в компании людей, живущих «внизу». Жизнь в комфортных условиях дорогого санатория высоко в горах рано или поздно становится невыносимо скучной без подобных простых радостей.

Лилиан мечтает о том, чтобы сбежать из санатория и прожить остаток жизни так, чтобы почувствовать её движение. Она уже не раз собирала чемоданы, но каждый раз остывала и успокаивалась, возвращаясь к своей привычной жизни. Так продолжалось до зимы, когда в санаторий приехал навестить своего приятеля гонщик по имени Клерфэ. Они влюбляются, и Лилиан принимает решение бежать с ним.

Влюбленность героев проходит нитью через весь роман, то сплетая судьбы героев, то отпуская их. Лилиан проживает каждый свой день на свободе как последний, не считая денег и удивляясь тому, как окружающие люди не ценят самого дорогого, что у них есть — времени. Клерфэ сначала пугается этого, а потом понимает, что именно эта черта так тянет его к ней. Несмотря на то, что гонки опасны и любая из них может стать для героя последней, Клерфэ не беспокоится за себя, строит долгосрочные планы и в целом живёт обычной жизнью человека, для которого смерть находится где-то далеко. Со временем Клерфэ совсем забывает о том, что его возлюбленная больна, и предлагает ей выйти за него замуж и переехать с ним в тихий дом. Лилиан не готова к этому и, после безуспешных попыток объяснить это Клерфэ, готовится бежать от него.

Судьба готовит для двух героев совсем другой финал, забирая жизнь Клерфэ раньше.

В романе раскрывается две почти противоположные точки зрения на цену жизни. Для девушки, которая знает, что ей осталось несколько месяцев, каждый момент бесконечно ценен, и она не собирается тратить ни минуты зря. Сон, ненужные обязательства, неинтересные люди — всё это ей не нужно, она действует решительно. Для гонщика Клерфэ жизнь бесконечна, он не верит в возможность не вернуться с трассы, хоть и часто видел смерть в грудах искорёженного металла.

Трудно сказать, какой из путей лучше. Я сопереживаю персонажу Лилиан, она показывает, насколько мы легкомысленны в отношении к жизни здесь и сейчас, насколько мы погружены в свои планы, забывая о сегодняшнем дне, который завтра уже никак не получится вернуть. С другой стороны, её образ крайне романтический, и слепое следование её идеям в обычной жизни может привести совсем не туда, куда нам бы хотелось.

Герой Клерфэ, представляющий в этом романе «обычных» людей, неосознанно тянется к Лилиан, видя в ней гораздо больше жизни, чем в ком-либо ещё. Вместе с этим он не может по-настоящему понять её, его сердце не верит в скорую смерть возлюбленной, и он надеется удержать её, крепко привязав к себе обещаниями.

Этот роман заставил меня задуматься о жизненных ценностях, которые я выбираю для себя. Кого из героев я считаю более мудрым в плане распоряжения своим временем? Буду ли я искренне жалеть о том, как прожил сегодняшний день? Месяц? Год? Десять лет? А если на самом деле этих десяти лет у меня не будет?

И в идеях Лилиан, и Клерфэ есть правда, и в каком-то смысле решения Лилиан кажутся гораздо проще, потому что ей известен её горизонт.

Но как быть тем, кто ещё не ощущает холодного дыхания смерти за спиной?

Хочу сказать спасибо Кириллу Книжову, моему сослуживцу, за то, что порекомендовал прочесть эту книгу.

Оставьте комментарий